Жесты и деловое общение

При составлении психологического портрета делового партнера не стоит полагаться только на его слова. Необходимо внимательно понаблюдать за его манерой поведения, чтобы этот портрет максимально соответствовал реальным чертам характера собеседника. Здесь важно помнить о том, что критерии оценки не совпадают у людей, принадлежащих к разным культурам. Так, с точки зрения араба, высокими моральными качествами и удачливостью в делах обладает человек, который ходит, размахивая руками и широко расставляя ноги, а во время беседы склоняет голову вправо и смотрит прямо в глаза собеседнику.

В процессе подготовки к серьезным переговорам или деловой встрече человек, как правило, вырабатывает для себя определенную линию поведения, включающую сочетание вербальных и невербальных знаков. С их помощью он излагает суть происходящего, выражает свое отношение к предмету обсуждения, намечает пути возможного сотрудничества и демонстрирует свою симпатию или антипатию партнеру.  Если линия поведения выбрана правильно, то человек неизменно произведет на своих собеседников хорошее впечатление, а значит, и результат переговоров будет положительным. Ведь хорошее впечатление о человеке, по мнению известного психолога и антрополога Э. Гофмана, обязательно вызывает доверие к его деловым и профессиональным качествам, специальности и предложениям, которые он высказывает.

В деловом общении, более чем в каком-либо другом, выбранная линия поведения должна соответствовать определенному набору правил. Любое отклонение от этих правил чревато личными или общественными санкциями, которые могут положить конец даже успешно развивающейся карьере.

Линия невербального поведения включает в себя жесты и их комплексы, которые используются в различных ситуациях (деловые переговоры, официальный прием, приватная беседа и. т. д.) Все эти жесты можно четко разделить на две большие группы: коммуникативные, или намеренные, и симптоматические, или спонтанные.

Коммуникативные жесты, в свою очередь, подразделяются на общекоммуникативные (кивок головой в знак согласия), указательные (рукой, взглядом) и этикетные (рукопожатие). Само собой разумеется, что невербальное выражение одной и той же информации в различных культурах может происходить по-разному. Так, в странах западной культуры собеседник, говоря о себе, использует руку или указательный палец, наплавленные на область груди, а в Ките в аналогичной ситуации принято указывать на собственный нос.

Для определения истинных намерений партнера и достижения положительного результата при деловом общении необходимо правильно понимать смысл того или иного жеста собеседника, особенно если он принадлежит к другой культуре. Более того, общаясь с иностранцем, следует избегать тех невербальных знаков, которые могут быть превратно истолкованы и явятся препятствием квзаимному понимаю.

Внимательное отношение к мимике и жестам собеседника во время переговоров позволяет выбрать правильную линию поведения или скорректировать уже запланированную. Так, если один из партнеров чешет затылок, то не следует его торопить с принятием решения – он, скорее всего, еще размышляет над проблемой и не готов к быстрому ответу. Само собой разумеется, что при толковании невербальных сигналов необходимо отличать их от простых физиологических действий. Собеседник может зевнуть не от того, что тема переговоров ему неинтересна, а просто потому, что в комнате душно и ему не хватает свежего воздуха.

По тому, как человек ведет себя во время разговора, можно практически безошибочно определить его социальный статус. Более свободно и раскованно держаться люди, стоящие на высшей ступеньке социальной лестницы: их плечи расправлены, руки и ноги расслаблены, они не совершают резких движений и смотрят собеседнику прямо в лицо.

// ]]>

В мире Гармонии

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz

Жесты и деловое общение: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *