Полезно знать

Антропология – это область научного знания, всесторонне изучающая человека с позиции триединства – биологического, духовного и социального. Первоначально антропология как естественная наука акцентировала внимание на биологическую природу человека т.е антропология возникает как биологическая наука. Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке.

Причины:

1. Первые находки остатков первобытного человека (1838г. в долине Неандерталь во Франции).

2. Естественно-научная теория Чарльза Дарвина (в 1859г. выходит его книга «Происхождение человека путём естественного отбора», в которой впервые была обоснована гипотеза происхождения человека от обезьяны).

3. Развитие антропологии в 19-ом веке стимулировало процесс европейской колонизации. В процессе знакомства европейцев с колониальными народами возникает социальная антропология как область, предметом которой является, во-первых, изучение первобытного общества, и, во-вторых, сравнение первобытного и современного общества с целью выявления законов его развития.

4. Теоретическая цель: поиск эффективных моделей управления колониями. Концепция негласного управления, разработанная английскими антропологами, опирается на то, что эффективное управление колониями возможно только на основе соблюдений традиционных элементов первобытного общества. Эти традиционные элементы обеспечивают устойчивость первобытного общества. В этом аспекте развитие антропологии было выгодно европейским правительствам.

К середине 19-го века под влиянием научного интереса к антропологии возникают первые антропологические общества:

1) В 1859г. в Париже по инициативе Поля Брока.

2) В 1863г. в Лондоне.

3) В 1864г. антропологический отдел «Общество любителей естествознания» в Москве.

4) В 1869г. Общество антропологии, этнологии и доистории в Германии.

Немецкая антропология предполагает два самостоятельных научных направления:

Фольц-кунде (антропологическое и описание немецкоязычных народов) и Фёльхер-кунде (антропологическое описание неевропейских народов). На основе работы антропологических обществ и антропологических экспедиций с 70-ых годов 19-го века начинается открытие антропологических музеев. Первый музей был открыт в 1872 г. В Будапеште, в 1874г. в Стокгольме, в 1877г. в Париже и в 1888г. в Варшаве. В США существует три антропологических музея: Чикагский музей естественной истории (1893г.), музей Корнеги в Битсбурге (1897г.), музей антропологии в Берне (1899г.).

В конце 19-го века в европейских университетах начинают открываться кафедры антропологии, которые профессионально готовят антропологов. Первая антропологическая кафедра возникает в Кембридже. Заведующий кафедры – основоположник английской антропологии Эдуард Тейлор («Первобытная культура»), Льюис Генри Морган («Древнее общество). В этих работах сформулированы базовые подходы классического эволюционизма. В 20-ом веке антропология делится на следующие научные области (направления):

1. Эволюционная антропология. Предметом является происхождение, возникновение и развитие человека как биологического вида.

2. Морфология человека. Биологическое учение о конституции, об изменчивости физического вида человека.

3. Психологическая антропология. Изучает человеческое поведение как психическое явление, используя методы психоанализа и парапсихологии.

4. Этническая антропология. Учение о расах, об их возникновении, развитии и расселении по территории Земли. Это направление возникло ещё в середине 19-ого века.

5. Культурная антропология. Развивается преимущество в США. Отец американской антропологии считают Франса Гуаса. Учение о процессах формирования человеческой культуры, этнокультурные системы и их особенности, а также связь между духовным миром человека и этнокультурой.

6. Философская антропология. Изучает проблему природы и сущность человека, основные закономерности его биологического, исторического, духовного и социального развития.

7. Социально-философская антропология. Учение об общественной природе человека и его взаимосвязи с социумом. Здесь исследуется то, каким образом общество влияет на человека и как человек в процессе своей деятельности воздействует на общество.

8. Педагогическая антропология. Изучает процессы развития личности под влиянием родителей, средств массовой информации, социального окружения, самообразования и самовоспитания.


В разных странах под антропологией понимаются разные вещи.

В Европе – антропология занимается биологическими аспектами природы человека. Социальная антропология природой человека как существа социального, а культурные аспекты жизнедеятельности человека изучаются этнологией.

В Англии – под антропологией понимается социальная антропология т.е учение о первобытном обществе, а биологические аспекты природы человека исследуется палеонтологией и генетикой, культурные – археологией и историей.

В США – понимают в первую очередь культурную антропологию т.е проблему взаимосвязи культуры и человека.

Предмет социальной антропологии и её связь с другими науками.

Социальная антропология является отраслью современной теоретической социологии и поэтому в первую очередь возникает её связь с общей социологией, а с другой стороны с такими отраслевыми направлениями как социология культуры, социология религии, социология духовной жизни. В социальной антропологии человек исследуется с позиции триединства; личность, социальность, культура.

Для социальной антропологии принципиально важна связь с этнологией и этнографией. В 70-80-ых в развитии российской антропологии встал вопрос о разделении предметов антропологии, этнологии и этнографии. В итоге, этнография имеет предметом полевые исследования этнических культур и народов (даёт богатейший эмпирический материал); этнология — это теоретическое обобщение полевых исследований с целью построения теории этнических групп; социальная антропология сопоставляет данные о разных этнокультурах с целью выявления общего и особенного их функционирования и воспроизводства (ключевым является проблема универсальности).

Российские учёные отмечают интегральный характер социальной антропологии. Орлова отмечает, что социальная антропология сложилась на интегральной базе этнографии, социологии, лингвистики как наука о социальном мире, содержание совместной деятельности людей. Таким образом, если изначально (особенно в английской традиции) социальная антропология выступает как учение о первобытном обществе, то в 20-ом веке (особенно в европейской, американской традиции) её предметом становится социальная природа человека как субъекта общества.

Методы.

1. Эмпирические методы. Цель – собрать материал для научного анализа.

— метод анализа текста (записки путешественников, отчёты антропологических экспедиций)

— метод анализа статистических данных

— метод наблюдения (проведения полевых исследований). Б. Малиновский обогатил метод, разработав методику включённого наблюдения (предполагает, что исследователь полностью сливается с группой и ведёт и наблюдение на языке группы).

2. Теоретические методы. Обработка информации с целью выявления закономерностей

— сравнительный (компаративный) метод.

История развития социальной антропологии.

Классический эволюционизм предполагает, что общество развивается универсально, целенаправленно, линейно. Данный подход основывается на традиции эпохи просвещения. Сопоставление современных культур с первобытными культурами нужно для того, чтобы выявить универсальные закономерности и этапы развития человека, общества или культур.

В Англии это направление развивал Г. Менсер, Д. Б. Леннон, Д. Фрезер, Э. Тейлор.

В Германии – А. Бостиан и Т. Вайнс

В США – Л. Г. Морган

Основоположником эволюционизма считается Э. Тейлор (1865г. «Исследование в области древних историй человечества, 1871г. «Первобытная культура», 1881г. «Антропология»). Теория Тейлора возникает под влиянием учения Ч. Дарвина, поэтому человек, общество и культура развиваются по единым биологическим законам (можно сопоставить с развитием животных, растений). Социология = Биология. В основе своего подхода к исследованию общества Тейлор положил теорию культурных пережитков. Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предшествующих этапов развития. На основе этого подхода Тейлор выявил 3 универсальных этапа развития общества:

1. Дикость. Доминирование собирательства, охоты и родоплеменных отношений

2. Варварство. Наступает, как только люди учатся обжигать кирпич. Доминирование сельского хозяйства. Возникновение ремесла, первое разделение труда и более сложные племенные отношения.

3. Цивилизация. Переход осуществляется через обработку железа. Повышение эффективности сельскохозяйственного труда, развитие ремесла, переход от родоплеменного общества к раннегосударственному.

Г. Спенсер – продолжатель теории Тейлора (1896г. «Основы социологии»).

Как и Тейлор, Спенсер проводит аналогию между обществом и биологическим организмом. Как и биологический организм, общество имеет три системы органов:

1. Поддерживающая (экономика – материальное обеспечение)

2. Распределительная (государство)

3. Регулятивная (культура — подчинение элементов единому целому)

Социальные институты – механизмы самоорганизации совместной жизни людей (превращения асоциального человека в социализованное существо, способное к совместным коллективным действиям)

 Виды эволюционного развития по Спенсеру:

1. Неорганический (например, круговорот воды в природе).

2. Органический (фотосинтез в растениях).

3. Надорганический. Присущ высшим формам биологической организации, развитым биологическим видам, живущим в стаде. В стаде возникает иерархия, возникают нормы взаимодействия, система табу.

Человеческое общество возникло из стада животных по мысли Спенсера.

Надорганическое общество по мысли Спенсера определяется двумя группами факторов:

— внешние (влияние климата, ландшафта, ресурсов, окружения)

— внутренние (обусловлены физической природой человека, разнообразием психических качеств)

Английская антропология, таким образом, выступает как биологическое направление эволюционизма. В основе – человек в своём развитии подобен зверю

Американская традиция классического эволюционизма.

Основывается на трудах Л. Г. Моргана. Он выступил как первый полевой антрополог. Пришёл к выводу, что социальной основой первобытного общества выступает родовая община. Родовая община предполагает коллективное владение собственностью, равенство всех людей в управлении, семейно-брачные отношения между представителями разных родов. Родовая орг. Стала тем социальным механизмом, благодаря которому первобытное общество получило возможность сохранения и воспроизводства своей структуры на основе традиции. В итоге вся история человечества может быть разделена на два этапа:

1. Ранний. Отношения между людьми основаны на родах

2. Поздний. На смену роду приходит политическая, государственная организация, основанная на собственности.

Таким образом, эволюционизм в английском и американском вариантах базируется на следующих идеях:

1. Существование единства в развитии природы, человека, общества, культуры. Это единство обусловлено общими биологическими законами.

2. Развитие культуры является целенаправленным, предопределённым, поскольку более поздние формы развития базируются на более ранних. Развитие характеризуется наличием общих закономерностей и стадий, а различие между народами, культурами обусловлено разными стадиями развития.

3. Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы.

4. Если все народы, общества развиваются по единому пути, а мировой вершиной является европейская цивилизация, то неизбежно первобытные народы в своём развитии придут к уровню европейцев.

Недостатки эволюционизма как направления проявляются в том, что, во-первых, культура не исследовалась как единое целое, делался акцент на материальную культуру (орудия труда), игнорируются элементы духовной культуры (отсутствие системного подхода). И, во-вторых, классических эволюционизм часто игнорирует различия между культурами и абсолютизирует их схожесть, допуская при этом потасовку фактов (противоречие между эволюционными теориями и этнографическим материалом). В итоге на смену эволюционизму приходит очень продуктивный культурно-исторический подход

 


В мире Гармонии

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *