Как преодолеть стереотипы

Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести.

Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы. С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки – с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек.

То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть. Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления.

Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Надо отметить, что существуют стереотипы в рекламе, которая впоследствии становится некоторых убеждений.

Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья. С семьи ребенок «фотографирует» готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные. На данной стадии идет именно «фотографирование» этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления.

Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же.

В мире Гармонии

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz

Как преодолеть стереотипы: 8 комментариев

  1. Мне очень по душе идеология вашего сайта, спасибо за визит. Предлагаю обмен эссе о сайте на странице «Друзья сайта» или «Рекомендую» , или как-то иначе, у меня «Друзья сайта » и ссылками прямыми на сайт, тематика схожа. Спасибо.

    1. Спасибо, Ирина, за посещение! С удовольствием создам страницу «Друзья сайта», где буду ссылаться на ваш ресурс.

  2. Спасибо, Татьяна, за статью. Моему внуку 3 года и он впитывает все как «губка». Повторяет новые слова и действия. Очень хотелось бы, чтобы он выработал правильные стереотипы мышления.

  3. ох не легкая это работа … себя за волосы тащить из болота 😉
    ПО сути стереотипы помогают нам формироваться в обществе, но по мере взросления они же нас и тормозят.
    По мере духовного, да и личностного роста так и происходит.
    Сначала мы учимся чему-то потом вырастаем их этого.
    Общественные и личностные стереотипы они как одежка, пока ты созреваешь все ОК, но как только ты повзрослел ты их — перерастаешь.
    И конечно по мере взросления у нас формируются свои этические и моральные нормы, которые как у каждого взрослого — на порядок выше чем у детей …

  4. Статья неплохо раскрывает сущность и происхождение стереотипов, однако на вопрос, поставленный в её названии, ответа нет. Пожалуйста, не сбивайте этим людей с толку.
    Пять минут потрачены зря.

    1. Понимание сущности стереотипа и его «корней» является своеобразной ступенькой (пожалуй, самой важной) в процессе избавления от него. Без этого невозможно поменять взгляд на многие вещи и начать работу самосовершенствования. Текст об этом.
      В любом случае, спасибо за комментарий. Упрек принят. В следующих публикациях постараюсь конкретизировать тезисы по теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *